Главная » Документация » Что такое RPG?

RSS

Что такое RPG?

Стандартный набор AD&D состоит из следующих рас:

Люди – единственным их преимуществом является возможность стать паладином. Это профессия недоступна прочим расам, а между тем она весьма полезна (разговор о профессиях пойдет ниже). Во всем остальном они – вопиющая посредственность.

Эльфы – хиловатые, но ловкие жители лесов, отличные лучники и маги. Одна из особенностей – в некоторых игровых мирах их нельзя воскресить.

Полуэльфы – сочетают в себе лучшие качества эльфов и людей. И действительно, лучший выбор для многих профессий.

Гномы Горные (Dwarves) – низкорослые неуклюжие “качки” , живущие в подземных чертогах, жадные, сварливые и туповатые. Неотъемлемой частью тела является топор. Устойчивы к ядам. Отличные бойцы.

Гномы Лесные (Gnomes) – тоже ростом не вышли, но умны. Часто становятся ворами, магами и священниками.

Халфлинги, они же хоббиты, они же полурослики -любимые герои профессора Дж.Р.Р.Толкиена, маленькие, ловкие, любопытные. Устойчивы к магии. Лучшая профессия – воры.

Переводчики фэнтези и фэны RPG до сих пор спорят о переводе английских слов gnome и dwarf. Наиболее распространен спорный вариант gnome гном, dwarf = карлик; встречается и обратная трактовка, не менее спорная. Ведь если заглянуть в словарь, скажем, Гальперина, то мы увидим что: dwarf – 1.карлик 2.(фольк.) гном, a gnome – гном, карлик. Так что я лично предпочитаю обзывать и тех и других гномами, локализуя их по месту проживания.

Разумеется, этот перечень неполон даже для AD&D. В одном из миров, Кринне, набор рас изменен существенно -два сорта эльфов (сильванести и квалинести) и два вида гномов (горные и холмовые); вместо хоббитов – отдаленно похожие на них кендеры. В мире сериала Dark Sun живут полугиганты (великаны), мулы и трикрины (редкий случаи негуманоидной, а точнее, насекомоподобной расы). Иной раз в качестве NPC попадаются «раритетные» экземпляры типа птицелюдей кенку или людей-львов вемиков.

Компании-разработчики, как ни странно, достаточно неохотно идут на расширение нехитрого базового списка. Сериал Might & Magic отметился только полуорками – ясное дело, тупыми сильными созданиями, из которых выходят только воины. В Ultima вопрос о расе вообще не стоял – человек, однозначно! Правда, в качестве NPC попадались разные личности, а в ранних играх можно было стать, скажем, боббитом (прикол по поводу хоббитов).

Интересны расы сериала Wizardry. Помимо более-менее стандартною набора там есть такие любопытные находки, как Dracon (именно так, через «С»!) – здоровые и тупые, способные плеваться кислотой; фэйери – маленькие существа с крылышками, типа эльфов из «Дюймовочки» Г. X. Андерсена (они же досаждают Дрейку из Stonckccp); люди-кошки Felpurr и люди-волки Rawulf.

Кроме того, хоть это к теме и не относится, в мире Wizardry VII жили доселе невиданные горны (exores), мунки и дэйны (гуманоидныс расы), паукоподобные т’ранги и люди-носороги умпани.

Человек-волк Grrrif вовсю действует в Betrayal in Antara. A Grimoirc (Grimoirc Roleplaying Systems Pty. I-td.) «настоящих», то есть доступных для выбора рас вообще 14, и среди них встречается такая экзотика, как волколаки, люди-лисы, фэйери, Saurian, наги и дракониды. Впрочем, Grimoire и задумывался как попытка вернуться к «настоящим» RPG, и которых «всего много».

Из остальных интересных находок можно отметить, например, расы в Lands of Lore – четырехрукое существо или еще один вариант человека-кошки. Вообще, кошачьи весьма популярные в RPG – такие герои встречаются и в относительно свежем Albion. Еще один довольно часто попадающийся гибрид – люди-ящеры (Daggerfall), которых иногда называют драколингами. И, для порядку, стоит упомянуть короля гоблинов Вахуку и снежного шагра (наверное, орка?) из Stonekeep.

В космических RPG, как ни странно, доступные игроку расы разнообразием не отличаются. Чаще всего, это люди. Хотя, скажем, в Megatraveller 2 есть человеко-волки варгры. Наиболее интересная находка этого поджанра – Bremar из Hard Nova. Только представители этой расы могут вести корабли через гиперпространство, а сами они – существа без лица и без пола. Самый богатый выбор же в дилогии о Баке Роджерсе от SSI – земляне, марсиане, венериане и прочие. Правда, есть мнение, что все они выведены практически без изменений из стандартных эльфов, гномов и людей.

Чтобы завершить обсуждение расовых вопросов, скажем, что в некоторых играх, несмотря на то, что доступна игра только за людей, существуют другие способы сделать героев отличными друг от друга. Скажем, в Darklands для этого служит определение происхождения героя -из дворян или крестьян и тому подобное.

Интересна история с расами в игре Alien Logic: Skyrealms of Jorune. Действие там происходит на планете Джорун, на которой к моменту игры проживает десятка два рас (хотя играете вы только за одного человека). Все они появились следующим образом.

Давным-давно на Джорун жили только местные жители – шанта. Но затем планету захватили космические завоеватели ламорри. Они утвердили свои порядки на Джорун и привезли с собой 6 рас рабов с планет, уже захваченных ими. Причем одна из этих рас взяла с собой другую, полуразумную. Затем шанта восстали, ламорри убежали, оставив своих рабов на Джорун.

Потом планету открыли люди и основали на ней колонию. Но они слишком плохо относились к шанта, и те начали войну. Много людей погибло, но они выпустили в воздух вирус, убивший 99% шанта.

Один из земных ученых, последний выживший на одной из научных баз, решил, что он – последний человек на Джорун. Тогда он генетически вывел еще пяток рас – разумных жаб, медведей, волков, два вида ягуаров и львов. Так населения на планете прибавилось.

А затем люди и некоторые другие расы начали мутировать, и появилось 6 разных мутаций – подводные люди, карлики и тому подобное.

Мораль такова: это единственная, наверно, игра, в которой многообразие рас на одной планете объяснено иначе, чем «по воле богов». Но, с другой стороны, возникает вопрос: можно ли придумать такой бред на трезвую голову? И если все-таки можно, то хорошо бы узнать: как?!

В принципе, у персонажа может быть характер, иначе принадлежность (элаймент) – в настольных RPG за этим следили очень тщательно, но там-то играли живые люди! Элаймент определяется по двум шкалам. Во-первых, отношение к добру и злу (миры RPG – миры фэнтези, а потому сей вопрос стоит очень и очень остро). Градации три: добрый (G, good) -нейтральный (N, neutral) – злой (Е, evil). Вторая шкала – отношение к порядку-хаосу: с жесткими принципами (L, law-full), нейтральный (N, neutral) и сумбурный (Н, chaotic). Комбинации этих свойств дают девять возможных характеров. Например, LG – lawfull-good, это Дон Кихот, a chaotic-evil – баба Яга в особенно злобном варианте.

К сожалению, практически во всех RPG, элаймент оказывает весьма незначительное влияние на происходящие события. Одна из немногих игр, где характер персонажей действительно будет учитываться – Baldur’s Gate от Interplay. Все-таки развитый искусственный интеллект -великая сила.

Выбор класса (также употребляется термин «профессия», но это может привести к путанице – в Grimoire или Ultima Online есть еще и настоящие профессии, например, кузнец или булочник) для персонажа – дело гораздо более важное. Класс определит, сможет ли герой пользоваться магией, какое оружие будет ему доступно, какие доспехи он сможет надеть.

Традиционно (еще со времен D&D) сложилось четыре основных класса, все остальные так или иначе вышли из них. Вот они (дан далеко не полный перечень их английских названий):

Воин (Fighter. Warrior. Knight). Не человек, а горилла: весь ум в рост пошел. Мощные бицепсы и прямые извилины. «Моя сильный. Моя убивать!». Магией пользоваться не может, разве что заколдованным мечом или волшебными доспехами. Воинам доступно любое оружие и снаряжение, кроме магических.

Вор (Thief’, Robber, Rоgue). Очень ловкий, достаточно (в меру) умный. На использование оружия и доспехов наложены некоторые ограничения. Основная задача – вскрывать сундуки и двери, обезвреживать ловушки. С магией чаще всего не знаком. А в компьютерных реализациях AD&D игр обычно совершенно не нужен.

Маг (Mage, Wizard, Sorcerer). Слаб -но умен. В оружии чаще всего ограничен кинжалами и посохами, в доспехах – плащом. Недостаток силы компенсирует знаниями атакующих заклинаний, которые воистину могут стать оружием массового поражения.

Жрец или Священник (Priest, Cleric). Фактически – вариант мага, только с заклинаниями, направленными больше на защиту, лечение и исследование окружающего мира. С повышением уровня, как правило, получает доступ к заклинаниям, которые можно применять в качестве атакующих. Более крепок, чем маг, да и с доспехами проблем мною меньше. Но оружие применяет исключительно тупое – булавы, дубины, кистень.

Уже в AD&D поняли, что этого мало. Сначала проблема решалась введением дуал- и мультиклассовости – скажем, воин/вор. Или жрец/маг. И тому подобное. Но затем поклонникам разных редакций AD&D-шных правил надоело спорить, какие «мульти-» бывают, а какие – нет, и они придумали много профессий, которые расширяют первоначальный набор, но не носят столь громоздких названий и лишены определенных недостатков (см. ниже про опыт).

Особенно мною подвидов у воина. Самый популярным из них – паладин, хороший боец с некоторым знанием жреческой магии (на Кринне водится его более крутая разновидность – Knight, не путать с обычным войном-Knight’oм из М&М!). Часто встречается pейнджер – воин, отдающий предпочтение оружию дальнего боя, иногда – со знанием магии (в Diablo была такая девица с луком – «как бы рейнджер», впрочем, и сама «Диабла» – это «как бы RPG»). Реже попадается варвар -экстрсмально-близкий к природе вариант воина с ограничениями по доспехам и оружию, более мощными бицепсами и более прямыми извилинами (либо вообще без таковых). Один из любимых у народа типов – лучник, практически это тот же рейнджер, по с явным уклоном в магию. Встречаются ниндзя, иногда это помесь воина и вора, а иногда очень навороченный воин. В такой же ипостаси выступают и самураи. Нередко встречается монах (причем явно шаолиньский) – крутой воин, иногда со способностями к ментальной магии. В сериале Wizardry паладинов называют лордами или валькириями (в зависимости от пола). В Realms of Arkania есть торвальцы – воины типа викингов. И в Ishar еще были, помнится, киллеры – Assassin, наемные убийцы.

Вор таким многообразием похвастаться не может, зато сам известен под гораздо большим числом имен. Есть, правда, барды – с уклоном в магию и способностью к игре на музыкальных инструментах. Выше уже говорилось про ниндзя. Вот, пожалуй, и все… хотя нет, вспомнил! В Rider Scrolls есть Nightblade – смесь вора с магом.

Магов бывает много, хороших и разных. Есть целая туча специализаций – иллюзионистов, менталистов, некромантов, колдунов, чародеев и волшебников. Все это, в общем, более-менее одно и то же (но только более-менее). Сплавы с воинами перечислены выше, а из прочих выделяется разве что bishop из Wizardry, сочетающий два типа магии из четырех (!) возможных в этом сериале. Со священниками/жрецами сходная ситуация, хотя есть их вариант – друид. Иногда -это жрец/маг, иногда – особенный священник с уклоном в использование природных сил.

Оптимальный состав партии зависит от максимального числа персонажей в ней. Во всяком случае, классический набор fighter-thief-mage-cleric, скорее всего, окажется удачным (если допускаются многоклассовые персонажи, то вора лучше заменить на вора/воина или вора/мага). Если персонажей больше четырех, то выбор осложняется, но хлопоты будут приятными. А вот если их меньше… что ж, придется изворачиваться. В случае, если герой один, как правило, лучше выбрать воина, или какой-нибудь его вариант.

Вообще же, если есть возможность, играйте за Custom, то есть за вновь созданный класс, составленный вручную. Такие чудеса вовсю процветают в Daggerfall.

Страницы : 1 2 3 4 5

Таги: