Главная » Документация » Что такое RPG?

RSS

Что такое RPG?

RPG

Понятия и принципы

С отношением к жанру RPG в нашей необъятной стране получается интересная картина. Существует достаточно широкий круг поклонников ролевых игр, которые так или иначе застали «золотой век» 1992-94 года. Но еще большее количество народу получили в свое распоряжение компьютер несколько позже, так что о ролевиках имеют крайне смутное представление. Все бы хорошо, но вопреки предположениям о скорой кончине RPG, жанр оказался скорее жив, чем мертв. В этом году ролевики повалили валом, да еще подошло несколько стратегий с сильным ролевым уклоном. Все это позволило заявить о пришествии второй эры RPG и возвращении их на ведущие позиции в индустрии. В связи со всем этим игнорировать жанр просто преступно! Эта статья, надеюсь, станет для многих первым шагом в захватывающий мир ролевых игр. Многочисленные понятия и загадочные аббревиатуры, которыми пестрят статьи по RPG, станут, наконец, понятными. И, в идеале, широкие массы играющей общественности с энтузиазмом вольются в ряды ветеранов roleplay-ing’a, под знамена Брэдли, Ван Канегма и Гэрриотта.

Если вам боязно идти под знамена людей, о которых и слышите-то впервые, то прочтите эту кратенькую справочку.

Дэвид Брэдли: гейм-дизайнер, работал над V-VII частями сериала Wizardry для компании Sir-Tech Software. Созданная им седьмая серия (Crusaders of the Dark Savant) признана одной из лучших RPG в истории. Сейчас работает над Deepsix для Origin.

Джои Ван Канегм: гейм-дизайнер, руководитель группы разработчиков Van Caneghm Productions, работающей на New World Computing. Основной автор сериала Might&Magic I-V и стратегической игры с элементами RPG – Heroes of Might & Magic 1-11. В данный момент разрабатывает Might & Magic VII.

Ричард «Лорд Бритиш» Гэрриотт: вы, конечно, будете смеяться, но это таки тоже гейм-дизайнер! И очень хороший. Руководит отделением компании Origin -Lord British Productions. Создатель мира Бриттания и основной автор всех проектов сериала Ultima 1-VIII. Сейчас работает над Ultima Online и Ultima IX.

Научный подход

Научные определения весьма часто получаются сухими и скучными, занудными и раздражающими. Тем не менее, иной раз без них не обойтись.

Итак, RPG есть игра, в которой вы управляете компанией персонажей (как некогда заметили братья Стругацкие, «компания есть счетное слово», так что в ней может быть и всего один герой), обладающих некоторым количеством динамических параметров. Первоочередной задачей пользователя является их повышение. Параллельно воспитанию героев происходит исследование игрового пространства, поединки с различными противниками и продвижение по сюжету, буде таковой окажется. В конечном итоге это должно привести к выполнению целей конкретной игры, т.е. ее прохождению.

История в двух словах

Впервые идея ролевой игры родилась в 70-х годах и была воплощена в игровой системе Dungeons & Dragons (или D&D). Игровая система – свод правил, по которому живет мир игры. Система определяет все: физику, географию, биологию, историю. Как ведется бой? Как действует магия? Могут ли люди летать? Какие звери живут в горах? На эти и многие другие вопросы игровая система (обычно сопровождаемая многотомным руководством) должна дать более-менее четкий ответ.

D&D стала исключительно популярной, у нее появилось множество аналогов и вариаций. Компания TSR, ее разработавшая, затем выпустила намного более сложную Advanced Dungeons & Dragons (AD&D), которая оказала набольшее влияние именно на компьютерные ролевики. Кстати, чтобы отличать их от настольных, применяется термин CRPG Computer RPG.

Все появившиеся на PC и прочих платформах игры либо брали AD&D в чистом виде (платя за это немалые деньги), либо некоторым образом перерабатывали ее. Часто результат такой творческой обработки был меньше всего похож на исходный вариант. Справедливости ради скажем, что AD&D – далеко не лучшая из возможных систем, так что в большинстве случаев изменения разной степени тяжести шли ей только на пользу.

Тот факт, что все ролевые игры имеют общие корни, и дает возможность написать данную статью. Потому как, несмотря на мириады мелких и крупных различий, во всех RPG есть некоторое количество общих элементов. О них и пойдет речь далее.

Игровой мир

Мир, в котором происходят события ролевой игры, на самом деле вещь гораздо менее принципиальная, чем может показаться на первый взгляд. Традиционно сложилось, что игровое окружение берется из фэнтезийной среды. Если кто вдруг не знает, что такое фэнтези то это… это… В общем, это сказочный мир, в котором помимо обычных законов природы действует магия. Также там везде полным-полно различных тварей, собранных из мифологий, эпосов и фольклора всех времен и народов.

Игр, мир которых – фэнтезийный, подавляющее большинство. Для них даже выдумали особое определение – FRPG, Fantasy RPG. Правда, в некоторые из них вплетены элементы научной фантастики (в те же М&М III, Wizardry VII), но в крайне небольшом объеме. Достаточно пропорциональная смесь science fiction и fantasy присутствует разве только в Alien Logic и, с натяжкой, в Spelljammer.

Обычный фэнтезийный мир населен людьми, гномами и эльфами («хорошие»), а также орками и троллями («плохие»). Впрочем, существуют исключения: темные «плохие» эльфы: дровы в мире Forgotten Realms и моредели в Мидкемии; почти «хорошие» горны (бывшие ор-ки) в Wizardry VII. Традиционным является взаимная неприязнь эльфов и гномов, наличие драконов и страх перед нс-житью, которая нередко угрожает всему миру.

В качестве альтернативы традиционным существуют космические RPG, действие которых происходит в будущем. Но их немного, хотя большинство из них создавалось довольно именитыми компаниями. Их особенности – тема для отдельного разговора. А в контексте данной статьи они не слишком-то и отличаются от обычных.

Есть такая партия!

Выше, в «сухом, скучном и т.д.» определении сути RPG мелькнуло выражение «компания персонажей». В принципе, такую компанию принято называть партией, но это – всего лишь наиболее распространенный вариант.

Партия состоит из некоторого числа героев, от одного до восьми. Существует несколько подходов к созданию ваших подопечных. Иногда вам позволяют создать всех персонажей (как – расскажем позже), и с ними вам «жить» до самого конца. Иногда вы создаете большую часть партии, но в ней остается 1-2 вакантных места, которые заполняются по ходу игры. В некоторых играх вообще не спрашивают, сколько и каких героев вы хотите. Вас либо сразу одаривают укомплектованной командой, либо дают одного (тоже заранее слепленного) героя, а остальные присоединяются постепенно, по ходу развития событий.

Собственно, весь разговор дальше будет посвящен именно героям. Кто они, из чего сделаны и тому подобное. Если в игре вас просят создать (еще говорят «сгенерировать», «сгенерить» или «накидать») своих персонажей, то приведенным ниже материалом можно воспользоваться, как руководством к действию. Но, вообще-то, новичкам лучше использовать пункт Quickstart, часто присутствующий в меню. Он позволяет начать игру сразу с уже готовыми героями.

Пол, раса и профессия

В большинстве игровых систем установлено полное равноправие полов. Чаще всего, никакой разницы между мужчинами и женщинами нет. Вот разве иногда (в той же AD&D) максимальное значение силы у дам меньше, чем у джентльменов. А в игре ADOM постулируется, что персонаж-мужчина сильнее, но женщина более быстра и ловка.

Пол очень редко влияет на взаимоотношения с окружающим миром. Разве что некоторые NPC реагируют на мужчин и женщин по-разному, но это крайне редко используется разработчиками (исключение – Arcania III). Как бы то ни было, рекомендую составлять команду из представителей обоих полов – на всякий пожарный случай.

Довольно странно половой вопрос решался в первых играх серии Ultima – там присутствовал еще и средний пол (для сомневающихся). Жаль, что впоследствии разработчики отказались от этого занятного извращения.

NPC означает Non-Player Character, любой разумный персонаж в игре, за которого нельзя играть (кроме монстров). Впрочем, некоторые NPC могут присоединиться к вашей партии, занять ее вакантные места, ежели они случатся. На время вашего плодотворного сотрудничества (которое иной раз приходится оплачивать в звонкой монете) эти ребята поступают в ваше полное распоряжение. Можете даже угробить их, если захотите.

Расовый вопрос стоит в RPG остро. В давние времена налицо была даже явная расовая дискриминация: в D&D гномов, эльфов и хоббитов называли обидным словом demihuman – получеловек! Но, на самом деле, именно «нелюди» делают погоду. Связано это со следующей механикой.

У каждой расы есть набор недостатков и преимуществ, чаще всего – сбалансированных между собой. Понятно, что эти бонусы и минусы должны считаться от некоего нуля, от точки отсчета. Такую точку и представляют из себя люди, не имеющие явно выраженных «провалов», но и не блещущие чем-либо выдающимся. Так что брать в команду человека в некоторых системах совсем даже и неинтересно.

Каждый мир населен по-своему, и в каждом живет немеряно разумных существ. Только немногие из них доступны для вас, но и этого чаще всего хватает. Хотя, для фаната RPG, чем больше разных рас – тем лучше.

Страницы : 1 2 3 4 5

Таги: